Поставки кондиционеров к сезону 2022 года
Новости

Поставки кондиционеров к сезону 2022 года

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) уведомила Минэкономразвития РФ о сложностях с ввозом в страну хладагентов, использующихся при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и подобной техники. Об этом сообщила РБК со ссылкой на письмо РАТЭК главе МЭР Максиму Решетникову.

Разрешительные документы на ввоз хладагентов

Импортеры гидрофторуглеродов с июля 2021 года стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов на ввоз хладагентов и их содержащей техники. Ведомство объясняло отказы исчерпанием в этом году предельно допустимого объема потребления гидрофторуглеродов. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — говорится в письме РАТЭК.

Оформившие разрешение на ввоз гидрофторуглеродов до июля 2021 года получили квоту, остальные же до начала 2022 года не смогут ввезти свою продукцию. Это приведет к серьезным убыткам импортеров, так как поставки уже запланированы, продукция закуплена и многие товары находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры должны будут возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафным санкциям, следует из письма РАТЭК. Представитель ассоциации Антон Гуськов отметил РБК, что каждая лицензия стоит 160 тыс. рублей, и при отказе ведомства эти деньги не возвращают. Он добавил, что сейчас речи о дефиците техники не идет, так как у производителей есть запасы хладагентов. Но невозможность получить лицензию приведет к тому, что многие компании не смогут ни произвести продукцию, ни импортировать ее, предупредил Гуськов.

«На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — сказал РБК представитель Минпромторга.

В ведомстве отметили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения Росприроднадзора. Поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды РФ и Росприроднадзора, добавили там. Минприроды получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос, сказали изданию в пресс-службе этого министерства.

Дефицит гидрофторуглеродов

В России хладагенты практически не производятся, почти все гидрофторуглероды импортируются, поэтому при введении новых правил необходимо было предусмотреть переходный период для отрасли. Об этом заявил изданию исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин. АПИК также направила обращения в Минприроды и Роспотребнадзор, где указала, что разрешения на ввоз продукции выдаются только до конца календарного года.

Дефицит гидрофторуглеродов уже наблюдается, благодаря чему, как известно, цены на хладагенты с начала года выросли в три-четыре раза.

Получение разрешения и лицензии занимает около двух месяцев, сроки поставки занимают еще около четырех месяцев. В результате, если выдавать разрешения только с января, то поставки будут возможны не раньше середины июля. Это приведет к срыву поставок кондиционеров к летнему сезону 2022 года и росту конечной стоимости продукции, отмечает АПИК.

Гидрофторуглероды используются в производстве холодильного и морозильного оборудования, систем кондиционирования воздуха, пенообразователей. В том числе для производства строительных материалов, средств противопожарной защиты, аэрозолей различного назначения, а также в производстве ингаляторов. Они создают парниковый эффект, который оказывает негативное воздействие на изменение климата.

В Европе могут запретить использование R410A

В результате пересмотра европейского регламента по фторсодержащим газам (517/2014) использование хладагента R410A в новых стационарных кондиционерах воздуха и тепловых насосах может оказаться под запретом.

Предложение запретить ГФУ с ПГП от 750 и выше, означающее запрет R410A, ставит под сомнение будущее технологии VRF. На сегодняшний день единственной доступной альтернативой на рынке остается горючий хладагент R32, чей ПГП равен 677. Однако действующие нормы, ограничивающие объем заправки для горючих хладагентов, позволяют использовать R32 лишь в небольших и маломощных VRF-системах.

О возможности ужесточения действующего регламента по фторсодержащим газам говорится в справке, подготовленной по заказу Европейской Комиссии для совещания сторон, состоявшегося 6 мая 2021 года. Документ включает предложения по борьбе с незаконной торговлей ГФУ, подготовке и сертификации специалистов, работающих с ГФО и «природными» хладагентами, а также планы по приведению регламента в соответствие с Монреальским протоколом. Последнее может потребовать введения дополнительных этапов сокращения производства и потребления ГФУ в 2034 и 2036 годах.

Справка также содержит предложение запретить использовать ГФУ с ПГП от 150 и выше в стационарных кондиционерах воздуха и тепловых насосах мощностью менее 12 кВт. Это более строгая мера по сравнению с предложением из доклада, опубликованного Еврокомиссией в октябре прошлого года, где говорилось о технической возможности отказаться от использования фторсодержащих газов в новых сплит-системах мощностью менее 7 кВт. Вместо ГФУ, вероятно, предполагается использовать легковоспламеняющийся пропан, уже широко применяющийся в мобильных кондиционерах и осушителях воздуха.

Следует отметить, что все это – пока только предложения без указания сроков возможного вступления в силу. Справка подготовлена британским агентством по стратегическому планированию и консультациям в области окружающей среды Ricardo и немецкими экологическими научно-исследовательскими институтами Öko-Recherche и Öko-Institut. Пересмотр регламента по фторсодержащим газам планируется провести до конца 2021 года.

Холодильное оборудование

В настоящее время доля восстановленных и извлеченных хладагентов в общем объеме использования относительно не велика, однако есть предложение запретить применять первичные (вновь изготовленные) фторсодержащие газы для сервисного обслуживания холодильного оборудования с объемом заправки хладагентом менее 40 тонн CO2-эквивалента.

Для стационарного оборудования с температурой охлаждения ниже -50°C в низкотемпературном сегменте предлагается отменить исключение. В сегменте, где основными хладагентами были такие ГФУ, как R23 и R508 с ПГП, соответственно, 14 800 и 13 396, предлагается запретить первичные хладагенты с ПГП от 2500 и выше.

Сертификация и подготовка к работе с альтернативными хладагентами

Опираясь на поддержку как со стороны промышленности, так и экологических групп, Еврокомиссия предлагает включить в программу сертификации технических специалистов навыки использования ГФО с низким ПГП и «природных» хладагентов. Помимо практического обучения работе с альтернативными хладагентами, программа сертификации также будет включать обучение приемам повышения энергоэффективности.

Незаконная торговля хладагентами

Значительное количество предложений направлено на противодействие торговле запрещенными хладагентами, вызывающей серьезную озабоченность как у представителей индустрии, так и у природоохранных групп и организаций. Предлагаемые меры могут включать штрафы для нарушителей, усиление таможенного контроля, обязательную сертификацию импортеров нефасованных ГФУ, регистрацию импортеров предварительно заправленного оборудования, изменение процедуры оформления ввоза и транзита товаров.

Знаменательно, что в документе Еврокомиссии также предлагается ввести обязательную сертификацию частных лиц и предприятий, торгующих нефасованными фторсодержащими газами онлайн, и обязать вести отчетности при перепродаже.

Это в некоторой степени повторяет нормы недавно принятого в Германии закона, направленного на противодействие незаконной торговле ГФУ-хладагентами на протяжении всей цепочки поставок. Действующая же редакция регламента ЕС предусматривает меры только в отношении начальных звеньев цепи – производителей и импортеров хладагентов, и не распространяется на посредников и потребителей.